Тестирование детей: нужно ли оно?

По мнению мам, тестовая проверка не только далека от критерия объективности, но и в некоторой степени порочна и безнравственна. Вот что нам написала Марина П.: «Мы планировали, тщательно и целенаправленно готовили ребенка и были уверены в том, что сын поступит в школу с математическим уклоном. Этого хотел и сам мальчик. У него незаурядные математические способности. Воспитанием и обучением Вани в основном занимается дедушка, доцент, преподаватель университета. Поэтому у меня не было никаких серьезных опасений по поводу готовности мальчика учиться в специализированной школе. Но произошло нечто неожиданное и ужасное. После тестирования учитель и психолог сообщили мне, что ребенок не будет обучаться в их заведении, так как его психологическая готовность и общее развитие не отвечают их требованиям. Самое неприятное состоит в том, что в присутствии Вани было сказано, что, хотя он и справился с математическими заданиями, но все остальные тесты «запорол», «сидел и ловил ворон», «мямлил что-то себе под нос», «рисовал каракули», «бессвязно бормотал», «двух слов связать не мог», «элементарного не понимал». Эти и даже более неприятные слова и фразы я и мальчик выслушивали в течение нескольких минут. Дома ребенок расплакался, замкнулся, ни с кем не хотел общаться и заявил, что вообще ни в какую школу больше не пойдет, потому что ненавидит все эти тесты. Позже я узнала: поскольку будет набран всего один первый класс, все места в нем заранее распределены и заняты детьми «нужных» людей. Так называемое тестирование проводили, чтобы просто создать видимость объективной оценки потенциальных учеников».

Всего лишь орудие

Как и всякий инструмент, тест – вещь объективная. Нет на свете добрых и злых методов и подходов, нет этичных или неэтичных приемов и методик. Хорошее и дурное в применении любых «орудий» определяется мотивацией людей, проводящих исследование. Хорошее лежит в душах мастеров, владеющих инструментом и непременно учитывающих данные тестирования в повседневной практической работе. Дурное гнездится в умах и сердцах тех, кто пытается манипулировать результатами тестирования. Непрофессионалы слишком многое понимают буквально, поэтому используют тестовую информацию как орудие. Опытный специалист, применяя предлагаемые эффективные тестовые методики, ни на миг не забывает о необходимости оберегать ребенка от избыточной информации о нем самом. Язык человеческий сложен и неоднозначен. Поэтому не переработанная, не гармонизированная, не оформленная в соответствии с особенностями восприятия ребенка информация порой оказывается не просто обижающей его, но и губительной. Люди вообще и дети в частности не нуждаются в том, чтобы их «разоблачали». Они нуждаются в помощи, ищут поддержки и стремятся к обретению понимания – в этом многие тесты становятся незаменимыми союзниками.

Все-таки не отказывайтесь!

Реалии наших дней: тестируют не только воспитанников детских садов, будущих школьников, но и учеников, абитуриентов, студентов и аспирантов. Всегда тестируют людей с образованием, желающих занять вакантные должности. Поэтому отнеситесь к использованию тестовой методики со всей серьезностью и осмотрительностью: почитайте соответствующую педагогическую и психологическую литературу, приобретите книги с диагностическими, обучающими, развивающими тестами. После этого вы сможете и сами составлять простейшие тесты. Ищите профессиональные толкования результатов тестирования, пробуйте новые подходы, накапливайте опыт наблюдений, чтобы внести свой вклад в развитие будущего школьника. Подружитесь с тестами, относитесь к ним с уважением и прививайте такое же отношение ребенку. Тогда и для малыша тест станет инструментом обучения.

Для чего нужны тесты

Во-первых, чтобы определить, насколько уровень развития ребенка соответствует нормам, характерным для детей данного возраста. Во-вторых, чтобы выявить особенности развития ребенка, его индивидуальные способности. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения. С помощью тестов можно определить «слабые места» и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг дошкольника.
В-третьих, тесты могут быть очень полезны для того, чтобы оценить эффективность средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка. И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с тестами, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения и растерянности, чувствовать себя уверенней. Ниже даются примеры простейших тестов.

Для «домашнего пользования»

Ответь на вопросы (оценка словесно-логического мышления)

  1. Какое из животных больше -лошадь или собака?
  2.  Утром люди завтракают. А вечером что делают?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки… – это что?
  6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
  9. Маленькая корова – теленок. Маленькая собака -? Маленькая овечка – это…?
  10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  11. Для чего автомобилю тормоза?
  12. Чем похожи молоток и топор?
  13. Что общего между белкой и кошкой?
  14. Чем отличаются друг от друга гвоздь и шуруп?
  15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличается старый человек от молодого?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего необходимо платить за проезд в транспорте?

При анализе ответов ребенка правильными считаются те, которые разумны, на которые был дан пространный ответ и которые отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – ребенок ответил правильно и осмысленно на 15-16 вопросов из предложенных двадцати.

Изучение свойств памяти

Запомни картинки (оценка кратковременной зрительной памяти). Покажите ребенку по очереди десять картинок (карточек), на каждой из которых изображен знакомый ему предмет. Время демонстрации каждой – до двух секунд. Попросите малыша назвать предметы, которые он сумел запомнить. Учитывается количество предметов, запомненных и названных ребенком, – порядок перечисления не имеет значения. Повторы, как и названия предметов, которых на картинках не было, не учитываются. Обычно ребенок шести-семи лет воспроизводит в памяти семь-восемь предметов из десяти.
Запомни слова (оценка кратковременной слуховой памяти). Прочитайте ребенку десять слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь. Попросите повторить слова, которые он запомнил – в любом порядке. Ребенок шести-семи лет повторяет пять-шесть слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.
Запомни фразы (оценка СМЫСЛОВОЙ памяти). Прочитайте ребенку несколько простых фраз: осенью идут дожди; дети любят играть; в саду растут яблони и груши; в небе летит самолет; мальчик помогает своей бабушке. Попросите повторить те, которые он запомнил. Главное – передать смысл каждой, дословно повторять не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог выполнить задание, прочитайте еще раз. Дети шести-семи лет обычно справляются с заданием со второй попытки.

Похожие записи:
Пальчиковые игры для малышей
Особенности уроков английского языка для детей по Скайпу
Развитие актерского мастерства у ребенка
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.

наверх